Версия для слабовидящих


Оздоровительные системы - Йога

Йога Совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. Иначе говоря, йога есть прикрепление всех сил тела, ума и души к Богу. Йога - это древнейшая наука, на протяжении тысячелетий занимающаяся физическим, ментальным и духовным благополучием человека в целом. С помощью йоги можно восстановить энергетический баланс, свои жизненные силы, которые утрачиваются вследствие стрессов и переутомлений.

Сегодня наиболее популярными являются несколько видов йоги, результаты тренировок, как правило, дают нам хорошее здоровье и психо-эмоциональную устойчивость.
• Фитнес-йога или аэробика-йога - один из универсальных видов тренировок. Уроки сводятся главным образом к правильной тренировке тела, медитативные техники используются, но очень редко. Основное внимание уделяется повышению гибкости, укреплению мышц спины и исправлению осанки.
• Айенгара или классическая йога - самая спокойная и не имеет возрастных ограничений. Помогает получить практические навыки по расслаблению и медитации, овладеть основными позами, а также учит заряжать организм энергией.
• Аштанга-йога наращивает силу и выносливость.
• Сахаджа-йога - это медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени в человеческой эволюции.
• Тантра-йога расширяет сознание через любовные отношения и физическую близость.
• Хатха-йога - это физические упражнения в сочетании с правильным дыханием.

Йога - это система методов и практик работы с телом и сознанием. В классическом трактате йога - yoga cittavritti nirodhah, что в переводе - "Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций сознания". Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Классические виды Йоги. Деление на виды в какой-то мере условно, поскольку все эти направления йоги фактически не существуют одно без другого и скорее являются составными частями друг друга. Просто существуют различные школы, направления или линии приемственности, где по разному расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в другой другому. И соответственно это определяет название школы. Например, Карма йога - практика бескорыстной деятельности, с целью помощи живым существам, развития непривязанности, уничтожения негативной кармы (последствий негативных поступков в этом и прошлых воплощениях), а Кундалини йога – система практик, нацеленная на работу с внутренней энергией, где самореализация достигается через подъём энергии Кундалини. Но навряд ли авторитетный Мастер будет обучать опасным и мощным практикам поднятия Кундалини человека, в котором все еще доминируют гордыня, жадность, и т.п. То есть Карма йога все равно будет присутствовать в любой традиционной школе. Обычно перечисляются самые базовые направления:

Карма Йога - практика бескорыстного труда на благо живых существ, отречения от плодов своей деятельности, развитие щедрости, готовности помочь, и непривязанности к материальным вещам. Считается, что этой практикой мы очищаем негативную карму, и что особенно важно для практиков йоги - развиваем непривязанность, которая в дальнейшем убережет нас от попадания в цепкие ловушки негативных тенденций ума - жадности, эгоизма, лени, и т.п. Иногда карма йога может принимать экстремальные формы - так например знаменитый святой 20-го века Шри Бабаджи из Хайдакхана, мог заставить только приехавшего в Индию западного ученика таскать вручную тяжелые камни для постройки храма, что было для многих шоком, но весь гонор и интеллектуальная спесь от такой практики улетучивались быстро, и ученики выходили из такого "чистилища" уже совершенно другими людьми.

Бхакти Йога - йога любви и поклонения Божеству и Гуру. Испытывая сильный эмоциональный экстаз преданности, бхакта отрешается от собственного эго, духовно сливаясь со своим Божеством. Считается что бхакти йога - при условии искренней полнейшей самоотдачи - быстрый путь к реализации, но подходит он в основном людям с определенным складом характера (эмоциональным, склонным к экстатическим переживаниям). На практическом уровне реализуется через ритуалы поклонения, духовные песнопения, мантры, танцы и т.п. Получить представление о пути Бхакти Йоги, можно наблюдая например за кришнаитами (Общество Сознания Кришны), которые хоть и являются нео-индуистской организацией, и многими индийскими единоверцами не признаются авторитетными, но ярко воплощают принципы практики бхакти.

Джняна Йога - практика изучения и постижения священных текстов - Вед, Упанишад, и других духовных учений, получаемых из уст Гуру. Речь идет не просто об интеллектуальном накоплении и систематизации знаний, как это происходит в западной науке, а именно постижении, когда в следствии медитации над текстом или рассказанным учением, практик "схватывает суть", т.е. происходит переход от размышления к интуитивному озарению.

Раджа Йога - практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Если разобрать значение этого словосочетания, то становиться очевидно, что раджа йога означает царское единение. Реализация состояния Раджа Йоги - цель всей йогической практики. В более конкретном смысле это обычно система духовных упражнений, связанная с визуализацией энергетических каналов и чакр, начитыванием мантр и подобной мистической практикой. Реально такие вещи получаются только лично из уст Мастера, принадлежащего к традиционной линии ученической преемственности. Обучать этому может человек, сам успешно завершивший этот этап развития, и получивший (что не маловажно) подтверждение в этом от своих собственных учителей. Парампара (линия ученической преемственности) - основа духовных систем Востока. Это значит передача знания от учителя к ученику, как вербальным, так и невербальным способом. Проще говоря – гуру не только учит ученика, но и ещё передаёт ему энергию. Именно поэтому важна так называемая "прямая передача" при которой сохраняется преемственность знания и силы от учителя к ученику.

Если Вы встретите объявление в котором предлагается посетить занятия по раджа йоге, то это скорее всего группа занимающаяся по системе упражнений с преобладанием медитативных и дыхательных техник. В общем работа с сознанием в чистом виде. При грамотном исполнении является весьма эффективным методом развития, а при неграмотном - мягко говоря "развития не в ту сторону", и именно поэтому таит в себе опасность для большинства практикующих. Потому что многих отечественных "самоделкиных" от эзотерики, которые сами никогда не обучались у традиционных учителей, да еще часто обременены массой "гуруистских" амбиций и "космически-эгрегориальных" фантазий, грамотными никак не назовешь. А если тело и сознание не готовы и не хватает контроля, то есть весьма реальная перспектива угодить в "дом скорби" с весьма печальным диагнозом. Или заполучить крайне нехорошую, например онкологическую, болячку. Почему? Вот как это объяснил один из современных преподавателей хатха йоги: "...практикуя, мы учимся переключать сознание в другие режимы работы. При переключении "в системе" возникают переходные процессы, а как известно (даже из радио-электроники) - переходный процесс сопровождается всплеском энергии в этой самой "системе". И здесь если "система" не готова (а у 99,9999999999% людей она не готова) к подобным "всплескам", то отсюда и все беды..." Шиза на уровне сознания или рак на уровне тела. Такая вот печальная картина..."

Основная цель раджа-йоги - контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта - восемь):
• Яма - нормы поведения - самоограничение.
• Нияма - следование религиозным правилам и предписаниям - полное посвящение себя духовным практикам.
• Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности.
• Пранаяма - контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума.
• Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами.
• Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума.
• Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи). Основными препятствиями в медитации являются сон, блуждания ума, привязанность к объектам чувственного удовлетворения, тонкие материальные желания и стремления, лень, секс и алчность. Для достижения прогресса в йоге необходимо свести до минимума удовлетворение телесных нужд и научится управлять страстями. Вайрагья помогает успокоить ум. Необходимо избегать борьбы с умом во время медитации, так же как и усиленных попыток сосредоточить ум. Когда приходят нежелательные мысли, советуется не сопротивляться им и не пытаться побороть их с помощью силы воли, так как это вовлекает ум в нежелательную деятельность и приводит к потери энергии. Чем больше мы прилагаем усилий чтобы побороть материальные мысли, тем сильнее и сильнее они становятся, атакуя вновь и вновь. Поэтому рекомендуется просто оставаться безразличным свидетелем и пытаться заменить материальные мысли духовными, таким образом вовлекая ум в положительную деятельность. Важную роль в практике медитации также играет регулярность. Так как ум находится под влиянием трёх качеств материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса, он обычно находится на одной из пяти различных стадий: кшипта (блуждание), викшипта (собранность), мудха (невежество), экагра (целенаправленность), ниродха (противоположность). Контролируя свой ум, садхака постепенно обретает различные сиддхи и в конце концов достигает асампрагьята-самадхи или кайвальи. Сиддхи, однако, рассматриваются как нежелательные, так как они выступают как огромный соблазн на пути практикующего раджа-йогу и могут привести к падению. Раджа-йоги практикует самьяму - одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи. Ум управляется посредством абхьясы (практики) и вайрагьи (отречения). Любая практика, которая уравновешивает ум и делает его целенаправленным, называется абхьясой.
• Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы. Медитация на слог Ом (сакральный звук, изначальная мантра) устраняет препятствия в садхане и помогает достичь самадхи. Пять немощей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это: авидья (невежество), асмита (эгоизм), рага (симпатии), двеша (антипатии), абхинивеша (привязанность к материальной жизни). Самадхи бывает двух типов: савикалпа, сампрагьята или сабиджа; нирвикалпа, асампрагьята или нирбиджа. В савикалпе существует три пути - триада познающего, познаваемого и знания. На этой стадии все оставшиеся самскары полностью исчезают. В нирвикалпа самадхи подобной триады не существует. Савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сасмита и сананда - это различные формы савикалпа самадхи. Самадхи, которого достигает бхакта, называется бхава-самадхи, джнани обретает баддха-самадхи, а раджа-йоги - ниродха-самадхи.

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие - принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Хатха йога – это работа с сознанием посредством тела, и именно поэтому люди практикующие хатха йогу физически здоровы и вполне адекватны и вменяемы до последнего дня своей жизни, безусловно при правильной практике. Это позволяет контролировать все свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания. Практика хатха йоги потому так и необходима для "достижения вершин раджа йоги", что является совершенствованием и подготовкой тела и сознания к функционированию в любых необходимых режимах.

Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и работа с физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует понятие – внутренняя работа. Помимо прочего, это определённая направленность внимания в процессе практики и веками продуманное поколениями мастеров омолаживающее воздействие на все связки и группы мышц физического тела. Это основное и принципиальное отличие хатха йоги от спорта. Поэтому практикующие хатха йогу имеют хорошее здоровье на протяжении всей жизни, насколько позволяют усердие и карма, а у профессиональных гимнастов или циркачей уже в 20-30 лет позвоночник просто-напросто "убит".

Другие виды йоги.

Кундалини Йога - практики пробуждения божественной энергии Кундалини, потенциально присутствующей в каждом человеке.

Крийя Йога (крийя) - практика очищения, это могут быть и йоговские чистки физического тела, и очищение ума мантрами и медитацией.

Нада Йога (йога звука) - медитативная музыка и песнопения.

Янтра Йога - созерцание определенных геометрических изображений - янтр, которое вводит в медитативное состояние сознания.



 
*
Вверх
закрыть
Мы рады приветствовать Вас на старом сайте!

Вы можете перейти на новую версию нашего сайта http://uor-nsk.ru/